Контроль и анализ исполнения бюджета коммерческого банка

Автор:  А.Ашкинадзе, Е.Княжеченко
Опубликовано:  Аналитический банковский журнал, 2001, №11

Настоящая статья завершает цикл статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке. В этой статье речь пойдет об организации и методах проведения контроля и анализа исполнения бюджета банка. Будет дано понятие регулярного и окончательного контроля исполнения бюджета, рассмотрены виды анализа исполнения бюджета, подробно рассмотрена технология проведения "план-факт" анализа и описаны методы расчета отклонений различных бюджетных показателей.

Предполагается, что руководители центров финансовой ответственности (ЦФО) должны строго придерживаться утвержденных планов. Однако регламент бюджетного процесса должен оставлять возможность для своевременной корректировки и принятия оптимальных управленческих решений о выполнении того или иного проекта в интересах банка.

При организации процессов разработки и реализации бюджетов банка необходимо правильно распределить полномочия и ответственность в системе бюджетного управления. Особое значение следует придать Бюджетного комитету, который призван координировать разработку плановых бюджетов ЦФО, согласовывать базовые показатели проектов банка и бюджетов, а также координировать разработку мероприятий, направленных на эффективное исполнение утвержденных бюджетов. Бюджетный комитет - постоянно действующий координирующий орган по бюджетному планированию, основными функциями которого являются проверка стратегических, оперативных и тактических установок бюджетов, контроль и соблюдение приоритета корпоративных интересов, координация бюджетов и увязка бюджетных показателей, выработка компромисса интересов различных субъектов бюджетирования, принятие взвешенных решений по преодолению бюджетного дефицита, а также интеграция деятельности головного банка и его филиалов. В Бюджетный комитет целесообразно включить руководителей верхнего звена, начальника планово-экономического отдела и руководителей бизнес-направлений.

Организационный механизм обеспечения реализации бюджетов - система учета, отчетности, контроля и анализа исполнения бюджетов головного банка и филиалов.


Контроль исполнения бюджета

Контроль исполнения бюджета выполняется для выявления отклонений реальных результатов деятельности от запланированных и нужен для того, чтобы своевременно принять меры по обеспечению исполнения бюджетов. Различают регулярный и окончательный контроль исполнения бюджета банка.

Регулярный контроль выполняется в течение планового периода. Технология регулярного контроля позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции к нарушению плана и принять меры для корректировки финансовой ситуации.

Регулярный контроль исполнения бюджетов филиалов осуществляется филиалами самостоятельно, и ответственность возлагается на руководителей филиалов. В головной конторе банка должен быть создан регулирующий орган (например, Управление регионального развития), осуществляющий регулярный контроль за состоянием процесса исполнения плановых бюджетных показателей филиалами.

Окончательный контроль выполняется по завершении планового периода на основе отчетов об исполнении бюджетов банка.

Контроль исполнения бюджета основывается на данных о значениях бюджетных показателей и осуществляется путем вычисления отклонений фактического значения бюджетного показателя от планового ("план-факт" анализ подробнее рассмотрен ниже).

Контроль может начинаться с обобщающих статей бюджета, постепенно опускаясь на уровень составляющих статей для выявления причин расхождений. Для облегчения принятия управленческих решений в автоматизированной системе ведения бюджета банка должна быть реализована возможность эффективного анализа причин возникновения отклонений путем детализации выявленных отклонений до первичных документов.


Анализ

С целью выявления динамики процессов, происходящих в банке, оперативного реагирования на них, стимулирования положительных и устранения отрицательных тенденций выполняется всесторонний анализ исполнения бюджета. Анализ исполнения бюджета выполняется отделом планирования, кураторами бизнес-направлений, начальниками ЦФО и другими заинтересованными сотрудниками банка.

Для обеспечения всестороннего анализа исполнения бюджета банка можно воспользоваться следующими видами анализа:

  • ранжирование,
  • кластерный анализ,
  • факторный анализ,
  • анализ трендов,
  • "план-факт" анализ.

Ранжирование реализует методику проведения сравнительного анализа центров прибыли и центров затрат, бизнес-направлений, филиалов и банковских продуктов по статьям бюджета. Применение данного вида анализа позволяет:

  • выявлять наиболее и наименее доходные подразделения;
  • обнаруживать наиболее и наименее прибыльные банковские продукты и услуги;
  • сравнивать расходы и доходы разных подразделений по заданной статье бюджета.

Результаты сравнительного анализа доходов и расходов различных подразделений могут быть использованы для разработки технологии минимизации затрат, а также для обоснования организационных решений (например, для обоснования решения о внесении изменений в структуру кредитного учреждения).

Кластерный анализ позволяет объединять статьи бюджета в группы (кластеры) по некоторым признакам, сравнивать эти группы и выявлять среди них наиболее и наименее влиятельные. Например, можно определить наиболее и наименее доходные группы статей центров прибыли, бизнес-направлений, филиалов и банка в целом.

При проведении данного анализа вычисляются граничные значения статей для каждой из групп, а затем исследуемые значения статей относятся к соответствующей группе. Количество групп определяется исходя из потребностей анализа.

Применение кластерного анализа особенно удобно для проведения различных маркетинговых исследований. Например, с его помощью возможно выполнить следующие аналитические исследования:

  • сегментирование собственной клиентской базы, то есть определение наиболее и наименее устойчивых групп потребителей банковской продукции среди множества клиентов;
  • анализ предметной области, например, анализ организационно-штатной структуры (кадровый анализ) или анализ финансовой структуры банка.

Результаты выполнения кластерного анализа могут быть представлены в виде долевой или столбчатой диаграммы с указанием процентного соотношения анализируемых групп статей бюджетов.

Факторный анализ предназначен для выявления обстоятельств (факторов), повлиявших на значения исследуемых бюджетных показателей.

Формируя различные выборки исследуемых статей бюджета или бюджетных показателей и определяя параметры факторного анализа, можно провести следующие исследования:

  • определить влияние каждого из филиалов на общую сумму привлеченных банком средств;
  • проанализировать состояние бюджетной статьи, исходя из состояний подстатей ее образующих;
  • определить долю подразделений в формировании значения анализируемой бюджетной статьи;
  • проанализировать доли банковских продуктов в исследуемой статье бюджета;
  • выявить структуру оборотов определенной группы клиентов и т.д.

Результаты проведения анализа могут быть представлены в виде долевой диаграммы с указанием процентного соотношения влияния факторов на суммарный бюджетный показатель.

С помощью трендов возможно проводить анализ изменений счетов и показателей, произошедших в течение заданного периода. Глубина исследования определяет количество периодов, на протяжении которых необходимо проследить изменения показателей. Тренд создается на основании предварительно сформированной выборки статей бюджета или бюджетных показателей, требующих постоянного контроля за их состоянием. Анализируя тренд, можно провести следующие исследования:

  1. Выявить показатели, существенно изменившиеся в течение текущего периода по сравнению с предыдущими, и проанализировать причины этих изменений. При этом может быть выполнен расчет как абсолютных, так и относительных отклонений по анализируемым статьям бюджета.
  2. Рассчитать темпы изменений, отражающие динамику изменений состояния статей бюджета или бюджетных показателей. Анализ таких данных позволяет обнаружить рост или падение темпов изменений.
  3. Анализируя тренд по бюджетной статье, аналитики прибегают к построению графика тренда для наглядного представления изменений и их тенденций. Графики трендов представляют собой три кривые по выбранному счёту или показателю, а именно:
    • кривая изменения значения статьи бюджета или бюджетного показателя во времени;
    • кривая темпов изменения значений статьи бюджета или бюджетного показателя;
    • кривая ускорения изменения, отражающего направление изменения тенденций.

"План-факт" анализ. По окончании бюджетного периода (например, ежеквартально или ежемесячно) по оперативным данным должен проводиться "план-факт" анализ исполнения бюджетов, результаты которого необходимо учитывать при разработке бюджетов следующего периода. "План-факт" отчеты о ходе исполнения бюджетов банка в целом, филиалов, бизнес-направлений и отдельных ЦФО составляются централизованно планово-экономическим отделом на основе Главной книги с учетом внутренних корректировок - трансфертных сделок, аллокаций, перераспределений внутренних доходов-расходов.

В процессе "план-факт" анализа контролируется и анализируется выполнение бюджетов банка, выявляя и оценивая отклонения, анализируя причины возникновения этих отклонений (см. Рисунок 1). А также при необходимости в банке проводится внутренний аудит бюджетов головной конторы и филиалов. При этом аудиторское заключение контрольного подразделения должно включать как анализ случаев невыполнения бюджетов, так и другие замечания и предложения по его исполнению.


Выявление отклонений.

Отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем параметрам, определенным в бюджете банка, а именно:

  1. по стоимостным параметрам (внешние и внутренние доходы- расходы, маржинальная прибыль, привлечение и размещение ресурсов, капитал и т.п.);
  2. по параметрам финансовой структуры банка (новые ЦФО, соотношение в финансовой структуре групп ЦФО разных типов и т.д.);
  3. по временным параметрам (день, неделя, месяц, квартал, год и т.п.).

Различают следующие виды отклонений.

Абсолютное отклонение - разница, получаемая путем вычитания одной величины из другой. Принято считать, что если отклонение позитивно влияет на прибыль банка, то его исчисляют со знаком "плюс". В связи с этим в практике исчисления абсолютных отклонений используют подход, при котором рост фактического показателя по сравнению с плановым обозначают знаком "плюс", а уменьшение - знаком "минус".

Относительное отклонение - отклонение, рассчитываемое по отношению к другим величинам и выраженное в процентах. Чаще всего относительное отклонение исчисляется по отношению к какому-либо общему показателю или параметру. Применение относительных отклонений повышает уровень информативности проводимого анализа и позволяет более отчетливо оценить изменения.

Селективные отклонения. Метод расчета селективных отклонений предполагает сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц и реже день. Сравнение контролируемых величин за определенный месяц текущего года с тем же месяцем предыдущего года может быть гораздо информативнее сравнения с предыдущим месяцем рассматриваемого планового периода. Метод расчета селективных отклонений используется для анализа причин изменения бюджетных показателей, характеризующих "сезонный" банковский продукт.

Кумулятивное отклонение - отклонение, рассчитанное как разница между кумулятивными показателями. Кумулятивный показатель - сумма, исчисленная нарастающим итогом. Кумулятивное отклонение позволяет оценить степень выполнения плана за прошедшие периоды (например, месяцы) и возможную разницу к концу бюджетного периода (например, квартала или года). Возникающие в отдельных периодах случайные колебания бюджетных показателей могут привести к значительным отклонениям на коротком отрезке времени. Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.

В современных условиях эволюции российского банковского сектора экономики прогнозные бюджетные показатели следует рассчитывать не только на основе статистических экстраполяционных прогнозов, но и путем изучения текущих отклонений и анализа причин их возникновения.


Оценка отклонений.

Перед тем, как проводить анализ выявленных отклонений необходимо выяснить, является ли данное отклонение случайным или регулярным. В случае если отклонение носит разовый характер и не играет значительной роли в достижении целевых плановых бюджетных показателей, выполнять анализ, оценку и корректировку этого отклонения нерационально и бессмысленно.

Выявленные возникшие отклонения должны отвечать следующим критериям.

  • Оценка по допустимым пределам. Анализ отклонения следует проводить, если отклонение какого-либо параметра бюджета выходит за установленные допустимые границы. Например, если установлен допустимый предел отклонений по исследуемой статье бюджета за каждый месяц равным 5%, то анализу следует подвергать значение статьи за те месяцы, где отклонение, как в "плюс", так и в "минус" превысило заданную величину.
  • Оценка отклонений по влиянию на прибыль. Величина процентного отклонения отдельного бюджетного параметра в первую очередь свидетельствует о качестве планирования и бюджетной дисциплине, но практически ничего не говорит о степени влияния на прибыль.

Например, 25%-ное отклонение по статье бюджета доходов и расходов "канцелярские товары" внешне очень значимо, однако 5%-ное снижение объема выданных кредитов влияет на прибыль гораздо больше. Данный подход предполагает ранжирование параметров, влияющих на прибыль, как в позитивном, так и негативном направлениях.


Анализ причин отклонений.

При анализе отклонений следует различать контролируемые и неконтролируемые причины.

Неконтролируемые причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде.

Банк в состоянии в определенной мере влиять на контролируемые причины. Отклонения чаще всего возникают либо из-за ошибок при планировании, либо из-за ошибок, связанных с реализацией плана. Ошибки при планировании могут быть вызваны следующими причинами:

  • недостаточностью информации;
  • недостоверным прогнозом развития;
  • неподходящими методами планирования.

В практике анализа причин отклонений различают анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее (на перспективу). При этом анализ отклонений с ориентацией на перспективу возможен в случае, если в банке осуществляется регулярный прогноз развития контролируемых параметров. Сравнивая плановые и прогнозные величины, можно оценить вероятные отклонения в перспективе, а также установить причины возможных отклонений. Прогнозируемое отклонение является предупреждением о том, что запланированная цель может быть не достигнута и что должны быть выработаны корректирующие мероприятия.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что эффективная система бюджетирования предполагает не только постановку плановых задач по ЦФО, но и своевременный контроль и анализ исполнения бюджетов с целью принятия эффективных управленческих решений.


Возврат к списку




 Все отзывы


КБ «СДМ-Банк» (ОАО)  ОАО «Белвнешэкономбанк» 


 Все публикации


Практика финансового управления: расчет доходности клиентов
Банки и Технологии, 2005, №2

Самостоятельная настройка моделей управленческого учета многофилиальных банков на платформе Colvir MIS

Консалтинг+софт - залог успешного внедрения бюджетирования в коммерческом банке
Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке, 2002, №5



АКБ «Росевробанк»

Постановка Финансового управления

ОАО «Медицина»

Разработка методологии планирования, бюджетирования, управленческого учета и  отчетности

ЗАО «Мосстройэкономбанк»

ИТ-аудит автоматизированной банковской системы. Проведение тендера на выбор АБС.

ОАО «Ак Барс Банк»

Постановка Финансового управления



ТрастКонто © Copyright 2006-2023